Как время в интерьере сдвинуть вспять

Как время в интерьере сдвинуть вспять

                  Или механические методы обработки поверхности деревянных полов

                                                     

            Что общего у твердых знаков в конце названий популярных средств массовой информации и банков, дырок с разлохмаченными краями на коленках джинсов самых крутых молодежных марок и искусственно состаренных деревянных полов в городских апартаментах и загородных коттеджах?

Мода, мода на винтаж, стремление вернуться к старине, к своим корням, к истории рода, культуры, ощутить единение со временем. И для этого пускаются в ход образы с рекламных плакатов Альфонса Мухи и картин Анри Тулуз-Лотрека, самые последние изыски парфюмеров разливаются во флаконы работы Рене Лалика или фабрики Брокара, возвращаются в ювелирный оборот такие казалось бы забытые камни, как хризолит и родонит, разрабатываются специальные рецепты тонировок и патинирующих средств для искусственного старения древесины. Однако всё-таки основным средством для создания винтажных полов является механическая обработка поверхности элементов напольных покрытий – браширование и формирование фасок по краям паркетных планок, паркетных модулей, досок из массива.

            Слово «браширование» в русском языку достаточно новое. Обязано оно своим происхождением английскому словуbrush – щетка. Именно обработка поверхности древесины металлическими или пластмассовыми щетками создает эффект повышенного механического износа древесины. При этом для некоторых пород удается в пределах годового кольца удалить с поверхности мягкую древесину интенсивного «летнего» прироста, практически не повлияв на более твердую долю, и создать волнистый рельеф на поверхности деревянного пола, что приближает его по виду к старому, выношенному. Как правило, необходимый эффект получается реализовать для пород с выраженными градациями по твердости древесины в пределах годовых колец. Речь может идти о ясене, дубе, орехе, лиственнице и других породах, среди которых некоторые экзотические, например, мербау. Применяются разные варианты - более глубокое состаривание, образующее неровную поверхность с перепадами высот до 2 мм и с имитацией трещин и потертостей, и слабое состаривание – прошлифованная лицевая часть древесины с небольшими трещинками и потертостями. Иногда в качестве механической обработки поверхности деревянных полов применяется ручное простругивание.

            В сочетании с брашированием  тонирование или патинирование придают иногда неожиданный вид казалось бы привычной и довольно скучной древесине, в которой образуются по-разному окрашенные прожилки. В этом случае разная плотность древесины в пределах годового кольца и наличие в ней пор позволяют реализовать дополнительные визуальные эффекты для разных вариантов подкрасок и разных пород.

            Несмотря на то, что уже существуют, в том числе в отечественной практике, мобильные брашировочные машины, позволяющие проводить механическую обработку древесины на объектах, где укладываются полы, абсолютное большинство разных вариантов напольных покрытий подвергаются такой обработке в заводских условиях при  их изготовлении. Там же они, как правило, подвергаются химической обработке (тонированию или патинированию) и на них наносится лаковое или, что бывает чаще, масляное защитное покрытие – префиниш. Именно этому обязан своим распространением еще один элемент механической обработки материалов деревянных напольных покрытий – краевая фаска, для получения которой по контуру или по части контура элемента покрытия с лицевой стороны делается неглубокий срез под углом. По разным причинам глубина фаски может быть от 1 до 3 мм, а иногда и более. Соответственно меняется и угол среза. Для варианта состаренного пола используют иногда строганную фаску, которую  наносят вручную. Наличие фаски на 2 или 4 сторонах паркетной планки, паркетного модуля или доски из массива может использоваться для реализации зрительного эффекта удлинения или расширения пространства помещения, в котором уложены полы. Глубокая  двусторонняя фаска при палубной укладке паркета, иногда наносимая на стыках планок через каждые 2, 3 или 4 ряда планок в укладке, позволяет создавать имитацию укладки доски из массива.

            Существует спорное мнение о том, что наличие фасок несколько маскирует щели между элементами пола, которые могут возникать при нарушении условий эксплуатации полов или  при укладке не очень качественно высушенного и с недостаточной точностью изготовленного материала напольного покрытия. Тем не менее, основное назначение фасок – замаскировать неровности укладки по высоте элементов брашированного паркета, брашированных массивной доски или паркетных модулей, имеющих заводское финишное покрытие и в связи с этим монтируемых на объекте без предварительной шлифовки. Из-за конечной некоторой неровности подосновы пола и небольшого люфта в соединении «шип – паз» (а особенно для нешпунтованных деревянных покрытий) возникает некоторый перепад по высоте отдельных планок, модулей или досок. Задачу снизить различимость этих неровностей, замаскировать их и выполняют краевые фаски. Для этой же цели их использовали старые мастера, работавшие с нешпунтованными материалами и не имевшие в своем распоряжении современных производительных шлифовальных машин.

            В практике компании «Роял Паркет» браширование и использование краевых фасок – частые и широко применяемые атрибуты при изготовлении покрытий, предназначенных для создания искусственно состаренных полов. К тому же  наличие браширования – это, пожалуй, единственное, что делает вполне допустимым такой элемент естественного износа, как следы от туфелек со шпильками и случайные мелкие и небольшие царапины на поверхности деревянных полов.

 

            Как звучит под ногами паркет,

            Как он пахнет старинною скрипкой,

            Как сверкающий лак отражает улыбку

            И прошедших веков долетающий свет.